Пандемия в замедленной съёмке.
Грязный воздух на сегодня — это настоящая чума XXI века, которая убивает около семи миллионов человек в год, и ещё гораздо большее количество людей “одаривает” тяжелыми болезнями. Вот несколько эпизодов, наглядно это показывающих.
1) В Гарвардской школе общественного здравоохранения профессор биостатистики Франческа Доминичи со своей командой с 2000-го года собирают информацию о здоровье десятков миллионов американцев и обьединяют её с ежедневной сводкой о состоянии воздуха, которым они дышат. Каждый год её команда покупает детальную, но анонимную информацию о каждом из примерно 60 миллионов пожилых американцев: возраст, пол, раса, район проживания, а также даты и диагностические коды для всех смертей и госпитализаций. Так же все Соединенные Штаты были разбиты на квадраты со стороной один километр, и затем специальная программа фиксировала в каждом квадрате ежедневные уровни загрязняющих веществ в воздухе вплоть до 2017-го года.
Обладая этими двумя массивами данных, ученые впервые смогли изучить влияние загрязнения воздуха в каждом уголке США. И выводы были сделаны тревожные: даже в тех местах, где воздух соответствовал национальным стандартам, уровень смертности был сравнительно более высоким. То есть стандарты оказались не безопасными!
С приходом пандемии они быстро сопоставили данные о качестве воздуха с данными о смертности от ковида по округам. И конечно же, уровень смертности от вируса оказался выше в местах с большим количеством твёрдых частиц PM2,5 в воздухе. Десятилетия воздействия на людей плохого воздуха сделали их более уязвимыми к новой вирусной инфекции.
В целом же к концу 2020-го года были озвучены следующие цифры. По всему миру в среднем процент смертей от ковида составлял 15%, в странах же Восточной Азии, где качество воздуха традиционно ниже, этот показатель ровнялся 27-ми процентам. Мировая общественность была потрясена.
2) По данным ВОЗ, ежегодно загрязнение воздуха приводит к примерно семи миллионам преждевременных смертей. Это более чем в два раза больше, чем от употребления алкоголя, и более чем в пять раз больше, чем в ДТП. И некоторые недавние исследования показывают, что оценка ВОЗ сильно занижена. Большинство этих смертей происходит в развивающихся странах (только на Китай и Индию приходится около половины), однако и в развитых странах ситуация очень тревожная. Всемирный банк оценивает глобальные экономические издержки в более чем пять триллионов долларов ежегодно.
По данным American Lung Association, в Соединенных Штатах сейчас, спустя 50 лет после принятия Конгрессом закона о чистом воздухе, более 45% американцев всё ещё дышат грязным. И он по-прежнему вызывает более 60-ти тысяч преждевременных смертей ежегодно. А в этом году к ним присоединились ещё тысячи людей, которые умерли, потому что грязный воздух сделал их более уязвимыми для ковида.
Загрязнение — это скрытый убийца, его не пишут в свидетельствах о смерти. И именно сейчас, на фоне бушующих природных пожаров и пандемии, мы могли бы, наконец, осознать это. Однако, в декабре Агентство по охране окружающей среды США, проигнорировав все исследования, решило не ужесточать национальные стандарты качества воздуха для PM2,5, оставив их на нынешнем уровне. Оно подсчитало, что снижение годовой нормы на 25% спасет “всего лишь” 12 тысяч жизней в год.
Еще одно знаковое исследование с ошеломляющим результатом было проведено в 1993-м году. Ученые Гарвардского университета проанализировали данные шести небольших городов Америки и выяснили, что жители самого заргязненного из них имеют на 26% больше шансов умереть преждевременно, чем жители самого чистого. В абсолютных цифрах получалось, что загрязнение окружающей среды отнимало у вторых около двух лет жизни.
Дальнейшие исследования только подтвердили и уточнили эти данные. Грязный воздух влияет почти на все жизненно важные системы организма. Он вызвает около 20-ти процентов всех смертей от инсультов и ишемической болезни сердца, вызывая сердечные приступы, аритмии, сердечную недостаточность и высокое давление. Он связан с раком легких, мочевого пузыря, толстой кишки, почек и желудка, а также с детской лейкемией. Он вредит когнитивному развитию детей, повышает риск приобретения деменции, а также смерти от болезни Паркинсона у пожилых людей. Он достоверно связан с диабетом, ожирением, остеопорозом, бесплодием, выкидышами, психическими расстройствами, апноэ во сне итп. Список очень длинный((
Впрочем, есть и обнадеживающие факты. После принятия в 1970-м году закона о чистом воздухе, снижение уровня загрязнения на 77% удлинило жизнь миллионам американцев. А поправки 1990-го года к этому закону предотвратили 230 тысяч смертей только в 2020-м году (по данным Агентства по охране окружающей среды США).
3) В других частях света дела обстоят и того хуже. В Улан-Баторе (Монголия), самой грязной с точки зрения качества воздуха столице в мире, чтобы обогреться зимой, уголь сжигают тоннами. Причем это происходит как на городских электростанциях, так и просто в юртах бедных слоев населения.
Как ни странно, но даже у экологически прогрессивных европейцев воздух значительно хуже, чем у тех же американцев. В Восточной и Центральной Европе дым от сжигания угля, очень негативно влияющий на здоровье людей и климат, все еще вырывается из дымовых труб домов и электростанций. В Лондоне была та же история, но она, к счастью, закончилась много десятков лет назад. Однако, теперь Великобритания и её континентальные соседи страдают от воздействия другого токсичного топлива — дизельного. Более грязный, чем бензин, дизель уже давно популярен в Европе потому, что он дешевле.
Но корнем зла является сбой в нормативной политике, который позволил автопроизводителям продавать автомобили, выбросы которых значительно превышали допустимые значения. В 2015 году общественность узнала, что Volkswagen запрограммировал 11 миллионов дизельных автомобилей таким образом, что система активировала контроль загрязнения во время испытаний, но отключала их в остальное время. Помимо этого ещё примерно 51-му миллиону легковых автомобилей и фургонов от различных производителей удается обходить все запреты, и они колесят по дорогам Европы с выбросами диоксида азота в три или более раз превышающими предельный уровень. Было проведено исследование, которое показало, что такое избытчное загрязнение воздуха вызывает почти 7000 преждевременных смертей ежегодно.
Конечно, дизельное топливо и уголь не единственные загрязнители воздуха Европы. Пандемия дала ученым неожиданный шанс увидеть, что происходит, когда некоторые источники загрязнения временно блокируются. Несмотря на то, что транспорт и промышленность были практически остановлены, вдали от дорог или заводов уровень PM2,5 снизился только на 16 процентов, а диоксида азота только на 33 процента. Причина неожиданная: сельское хозяйство. Оказывается, что современное промышленное сельское хозяйство является одним из самых мощных загрязнителей. Оно было признано крупнейшим источником РМ2,5 в Европе, восточной части США, России и Восточной Азии. Огромное количество навоза, а также химических удобрений выделяют аммиак, который вступает в реакцию с другими загрязнителями воздуха, образуя мельчайшие частицы. Ученые это давно поняли, теперь очередь за правительством.
4) Китай и Индия по-прежнему лидируют в мире по смертности от загрязнения воздуха, но в последнее время он добился больших успехов в его очистке, в то время как меры в Индии были малоэффективным. Индийские города занимают девять из десяти первых мест в базе данных ВОЗ по уровню загрязнения PM2,5. Человеческие потери ужасают: почти 1,7 миллиона преждевременных смертей в год.
Загрязнение окружающей среды Индии исходит из головокружительного разнообразия источников. Мусор тлеет на не убранных улицах. Частые перебои с подачей электроэнергии повсюду влекут за собой постоянную работу дизельных генераторов. Деревенские жители и городские бездомные сжигают дрова, навоз и даже пластик, чтобы приготовить еду и согреться. Каждую осень на севере Индии поднимаются клубы дыма от того, что фермеры сжигают остатки растительности на полях после сбора урожая. Ситуация очень плохая((
Однако, ещё в 1990-х и начале 2000-х все выглядело не так безысходно. Например, под давлением Верховного суда автобусы и вездесущие моторикши Дели перешли на работу на сжатом природном газе. Но экономический рост быстро опередил все подобные меры. Достаточно сказать, что количество автомобилей на дорогах Индии с 2001 по 2017 год выросло более чем в четыре раза. Строительный бум повлек за собой разрастание кирпичного производства. Для увеличения производительности и уменьшения себестоимости в печах, где производятся кирпичи и которые работают на угле, перестали фильтровать дым.
Когда-то давно был проект по обеспечению индийцев беднейших слоев из сельской местности НЕ дымным топливом для того, чтобы они хотя бы готовили пищу без существенного вреда здоровью. Это могло бы уменьшить загрязнение воздуха внутри помещений и спасти сотни тысяч жизней в год. Но всё заглохло, вот уже десять лет улучшения ситуации не наблюдается. Как и COVID-19, загрязнение отражает существующие перекосы в наших обществах. Но с ковидом смерть происходит сразу, а с загрязнением воздуха тянется годами. Это пандемия в замедленной съемке!
5) В США чернокожие американцы подвергаются примерно в 1,5 раза большему воздействию частиц РМ2,5, чем население в целом. И это неравенство носит скорее расовый, чем экономический характер. Как ни странно звучит, но богатые чернокожие американцы дышат более грязным воздухом, чем бедные белые, так как очищают воздух преимущественно там, где живут белые. И наоборот: в районах с черным и латиноамериканским населением власти организуют городские свалки и мусоросжигательные заводы.
Цветные люди часто селятся в промышленных районах из-за наследия расистских ипотечных ограничений. Жители не имеют политического влияния, поэтому избегают более богатых районов. К тому же земля там намного дешевле. В последние годы даже появился термин «экологический рассизм», и активисты ходят по школам и учат детей бороться с ним. Например, в одном таком районе местные жители в результате трехлетнего противостояния с властями добились таки остановку стройки мусоросжигательного завода прямо под окнами школы.
6) На другой стороне континента, на юге Калифорнии проблема проявляется по-другому. Главный враг местных жителей — потребительская экономика в том виде, в котором она сейчас есть. В ста километрах от портов Лос-Анджелеса располагаются складские центры таких гигантов ритейла, как Amazon, Target, Walmart итп. Круглосуточный поток грузовиков в этом районе давно стал нормой, и это ад для местных жителей, преимущественно цветных рабочих этих складов. В рамках одного исследования с помощью ручных счетчиков активисты за час на шоссе насчитали 1161 автомобиль. Сложно даже представить себе какие негативные последствия это окажет на чьи-то жизни. Иммунитет при такой жизни слабеет с каждым днём.
Впрочем, намеки на перемены, как обычно, тоже есть. С прошлого года началось поэтапное внедрение программы, по которой к 2024-му доля грузовиков с нулевым уровнем выбросов в штате должна составить 100%. При этом доля новых грузовиков, не загрязняющих окружающую среду, будет неуклонно расти до 2035-го года. Также вводится жёсткое требование к судам во время стоянки в доке отключать свои двигатели и подключаться к береговой электрической сети, или же использовать технологию улавливания загрязнений. Ожидается, что эти новые правила для грузовиков и судов значительно снизят нездоровый уровень загрязнения воздуха, а также сократят выбросы углекислого газа, связанные с потеплением климата. Если постараться избавиться от зависимости от ископаемого топлива, мы получим двойной выигрыш: станем здоровее и предотвратим пугающее уже сейчас количество засух, наводнений, лесных пожаров и штормов. Активное развитие такой отрасли, как производство электрических грузовиков, может спасти тысячи жизней, а также позвонит сэкономить 72 миллиарда долларов, которые ежегодно теряются от ущерба здоровью гражданам США (по подсчету American Lung Association). Людям не обязательно жертвовать здоровьем или качеством воздуха ради работы. Можно получить и то, и другое.
7) Изменение климата и загрязнение воздуха имеют одну и ту же причину и одно и то же решение, но проявляются они в разных временных масштабах. К примеру, остановки производств, вызванные COVID-19 в прошлом году, временно замедлили выбросы углекислого газа в мире, однако общее количество углерода в атмосфере продолжало расти, и долгосрочный прогноз по изменению климата по-прежнему ухудшался. Напротив, каждое локальное снижение содержания загрязняющих веществ в воздухе, таких как PM2,5 или диоксид азота, незамедлительно приводит к уменьшению числа сердечных приступов, приступов астмы, и, как следствие, к уменьшению числа смертей.
В Китае исследователи сделали ошеломляющий вывод: улучшение качества воздуха во время блокировки в начале 2020-го года спасло более девяти тысяч жизней согласно одному исследованию, и примерно 24 тысячи согласно другому. Это по-любому больше, чем унес вирус (согласно официальной статистике Китая, менее пяти тысяч). Осознавать это очень драматично.
Последствия последней пандемии, безусловно, очень серьезны, но загрязнение окружающей среды убивает гораздо больше людей, привлекая при этом гораздо меньше внимания. И одна из главных причин — у загрязнения нет лица. Его очень сложно связать с индивидуальными смертями. Но влияние его огромно, что мы и попытались показать с этой статье.
по материалам журнала National Geographic
|