Пыль дорог.

Когда мы говорим о загрязнении воздуха, первое, что приходит в голову – это дымовые трубы заводов и выхлопные трубы машин, а загрязнение мирового океана – это синоним выброшенной одноразовой упаковки.


Но есть другие гораздо менее известные, но не менее пагубные источники загрязнения: пыль, которая образуется при износе автомобильных шин и тормозных колодок. Казалось бы пустяк, но за год в мире образуется около шести миллионов тонн такой пыли. И в отличие от выхлопных газов или пластиковой упаковки, этот аспект пока не интересен ни общественности, ни политикам, и ограничений нет вообще никаких.


Каждый день, каждый час и каждую секунду шины автомобилей скребут по асфальту и медленно изнашиваются. В процессе износа шин и дорожного покрытия отрываются крошечные, сигарообразные кусочки резинового протектора, окутанные асфальтом.
Вместе с аналогичными мельчайшими частицами, выделяемыми при износе тормозных колодок, эти выбросы составляют около 60% всех вредных частиц в воздухе размером не более 2,5 микрон (РМ2,5) и 73% частиц размером до 10-ти микрон (РМ10), производимых автомобильным транспортом.


Исследования показали, что микропластики составляют 11% от всего загрязнения, которое попадает в океаны, а частицы шин составляют 78% этих микропластиков. Более, чем три четверти!


Для человека особенно опасны самые мелкие частицы – РМ2,5. Попадание их в организм связано с целым рядом заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и развитием, а также с повышенным риском преждевременной смерти. Недавние исследования также показывают, что загрязнение воздуха так же усугубляет симптомы ковида, особенно в перенаселенных городских районах.


Согласно докладу OECD (Международной организации экономического сотрудничества и развития) за 2020 год, источники выбросов твердых частиц дорожного движения, описанные выше, будут доминировать уже к 2035-му году, так как выбросы выхлопных газов медленно, но верно сокращаются.


Было подсчитано, что по мере износа шин от 10-ти до 30-ти процентов протекторной резины попадает в окружающую среду. Как было сказано выше, это примерно 6,1 миллиона тонн пыли в год. И эта пыль – это не просто крошечные кусочки смолы каучуковых деревьев. Резина в современных автомобильных шинах представляет собой смесь синтетического и натурального каучука (в пропорции 60/40) с добавлением серы, цинка, сажи, ароматических масел и других материалов для повышения износостойкости и улучшения характеристик качения.

Так где же в конечном итоге оказывается эта огромная масса твердых частиц?


Около 550 тысяч тонн ежегодно разносятся ветром в отдаленные уголки Земли. Из них свыше 200 тысяч тонн попадает в океаны, 86 тысяч оседает в регионах со снегом и льдом , где поглощают солнечные лучи и ускоряет таяние. Они могут оставаться в воздухе неделями, а недавние исследования подтвердили присутствие микропластика в снегах от Арктики до Альп. Так же в прошлом году было обнаружено, что эта резиновая пыль является причиной массового вымирания нерестящихся лососей в Пьюджет-Саунд (США).


Частицы, которые не подхватил ветер, смываются с дорог дождем и попадают в ручьи и реки, а в конечном итоге в океан. Разумеется, больше всего микропластиков в прибрежных районах. Там его просто залежи! И повсюду присутствует частицы шин. Ещё одно исследование показало, что из семи триллионов микропластичных частиц, которые ежегодно сливаются в залив Сан-Франциско с ливневой водой, половина являются шинной резиной. А на Атлантическом побережье её подавляющее большинство. Было доказано, что микропластики тормозят репродуктивную способность и рост рыб, вызывают генетические повреждения моллюсков и смертельно закупоривают кишки и жабры креветок.


Влияние микропластиков на здоровье человека пока плохо изучено, но не сложно догадаться, что с учетом поглощения микропластика сотнями морских видов, негативное воздействие через потребление морепродуктов имеет место.

Пути решения.


Проблема истирания шин, дорог и колодок будет усугубляться по мере того, как люди будут продолжать ездить на больших и тяжелых автомобилях, так как это приводит к большему износу всего выше перечисленного. И электромобили тут не помогут. Несмотря на руперативное торможение, которое уменьшает износ тормозов, увеличенный вес аккумуляторов и крутящий момент электродвигателей вызывают больший износ шин, чем у аналогичных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.


Для решения проблемы можно было бы применять составы шин и дорожных покрытий с низким износом, а так же вводить более строгие ограничения скорости. Так же можно было бы сажать вдоль дорог больше деревьев, так как доказано, что их корни фильтруют до 90% переносимых водой микропластиков, смываемых дождём.
Так же недавно группа студентов из Великобритании представила прототип устройства для улавливания пыли шин с помощью электростатического заряда.


Ну и, конечно, все те программы, которые уже существуют, по стимуляции отказа жителей городов от езды на личных автомобилях в пользу пеших прогулок, езды на велосипеде и общественном транспорте, к 2040-му году могут почти вдвое сократить загрязнение от шин и тормозов.

В заключение хотелось бы повторить, что все вокруг озабочены выбросами выхлопных газов, но почти никого не волнует проблема истирания шин, тормозных колодок и асфальта по той причине, что об этом просто нет информации. И мы это как можем исправляем!

По материалам сайта watershedsentinel.ca

 

Предыдущее г.

Следующее г.